Министр
Вероника Скворцова на заседании Правительства РФ представила Государственную
программу «Развитие здравоохранения»
Уважаемые
коллеги!
Работа
над проектом Государственной программы «Развитие здравоохранения» началась в
2011 году, после издания распоряжения Правительства Российской Федерации №
1950-р от 11 ноября 2010 года, которым был утвержден Перечень государственных
программ Российской Федерации.
Основой
для разработки Государственной программы явились действующие системообразующие
документы – Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, Комплексная программа развития
биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, а также
отраслеобразующие законы – ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации», ФЗ №354 «О размере и порядке расчета тарифа страхового
взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
Государственная
программа составлена как единый комплексный документ, в котором сформулированы
цели и задачи, основные направления развития здравоохранения в стране и
мероприятия их реализующие.
Основными
целями Программы являются увеличение продолжительности жизни россиян,
укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний
путем обеспечения доступности качественной медицинской помощи каждому
гражданину страны, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и
качество которых должны соответствовать, с одной стороны, уровню
заболеваемости и потребностям населения, с другой - современным достижениям
медицинской науки.
Главные
принципы охраны здоровья населения, закрепленные в ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», определили структуру и задачи
Программы. К ним отнесены:
• обеспечение
приоритета профилактики и развития первичной медико-санитарной помощи,
• повышение
эффективности оказания всех видов специализированной медицинской помощи,
• развитие
и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также
основ персонализированной медицины,
• повышение
эффективности службы родовспоможения и детства,
• развитие
системы реабилитации, санаторно-курортного лечения, паллиативной помощи,
• совершенствование
лекарственного обеспечения населения,
• обеспечение
системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными к
эффективной работе кадрами,
• обеспечение
системности организации здравоохранения и управления отраслью,
• повышение
эффективности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.
Таким
образом, Программа отражает системные подходы к решению таких основополагающих
для отрасли вопросов как
• формирование
единой профилактической среды,
• повышение
качества оказываемой медицинской помощи и удовлетворенности
населения ее качеством,
• повышение
уровня подготовки и квалификации медицинских
кадров, повышение заработной платы медицинским работникам на
основе эффективного контракта,
• проведение
институциональных преобразований в отрасли, совершенствование медицинской
инфраструктуры и информатизация здравоохранения.
Государственная
программа включает 11 подпрограмм, каждая из которых соответствует одной из
поставленных задач.
Соисполнителями
и участниками Программы являются 18 федеральных органов исполнительной власти,
представленные на слайде 4, РАМН и РАН, субъекты Российской Федерации.
Реализация Программы запланирована в два
этапа.
Первый этап (2013–2015 годы)
посвящен завершению системных преобразований, заложенных в Федеральном законе
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
• обеспечению
сбалансированности системы ОМС на основе утвержденных, единых для страны,
Порядков и стандартов медицинской помощи, полного финансового наполнения
тарифа,
• обеспечению
сбалансированности Программы государственных гарантий бесплатного оказания
медицинской помощи, в том числе в части нестраховой, оказываемой при
социально-обусловленных заболеваниях,
• совершенствованию
трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте Российской
Федерации, внедрению единой электронной медицинской карты, а также развитию
открытой конкурентной среды среди медицинских организаций разной формы
собственности и организационно-правовой формы за работу в системе ОМС,
• реализации
пилотных проектов лекарственного страхования,
• повышению
квалификации медицинского персонала и обеспечению отрасли достаточным
количеством врачей, средних и младших медицинских работников, оптимизации
распределения рабочих мест в четком соответствии с потребностями системы
оказания медицинской помощи,
• инновационному
развитию отрасли, основанному на создании научно-образовательных кластеров
вокруг ведущих медицинских университетов, формировании
системы доклинической и клинической трансляционной медицины,
совершенствовании деятельности федеральных научных медицинских центров.
Второй этап (2016–2020
годы) является развитием первого и посвящен наращиванию качественного
потенциала здравоохранения на основе оптимизированной организационной модели
и сохранения финансовой сбалансированности государственных гарантий:
• актуализации
порядков и стандартов медицинской помощи с расширением перечней лекарств и
медицинских изделий, гарантированных государством,
• внедрению
инновационных медицинских продуктов и технологий,
• внедрению
электронной системы управления качеством медицинской помощи,
• обязательной
аккредитации медицинских работников,
• реализации
стратегии лекарственного обеспечения населения.
Таким
образом, к 2016 году будут созданы необходимые материально–технические,
организационные и нормативные предпосылки для перехода ко второму этапу
реализации Программы – этапу инновационного развития здравоохранения.
Реализация
всех подпрограмм и мероприятий Государственной программы напрямую зависит от
финансового обеспечения отрасли.
В
проекте бюджета на 2013 год расходы на здравоохранение составляют 2,24
трлн.руб., или 3,4% от ВВП.
При
реализации бюджетного сценария, к 2015 году расходы на здравоохранение составят
2,48 трлн.руб., или 3,0% от ВВП, а к 2020 году – 3,4 трлн.руб., или 2,5%
от ВВП.
Модернизационный
сценарий требует повышения расходов на здравоохранение к 2015 году до 3,0
трлн.руб, или до 3,7% от ВВП, а к 2020 году – до 6,5 трлн. руб., или до 4,7% от
ВВП, только в этом случае мы сможем реализовать все мероприятия Программы,
обеспечив современный уровень гарантированных государством порядков и
стандартов медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры здравоохранения
с учетом развития государственно-частного партнерства, реформу высшего
медицинского образования и медицинской науки.
Государственная
программа в качестве интегральных показателей включает 17 индикаторов,
предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Кроме
того, подпрограммы содержат 118 дополнительных индикаторов.
Расчеты,
проведенные с использованием методов эконометрического и математического
моделирования, свидетельствуют о том, что недостаточные объемы ресурсного
обеспечения государственной программы, предусмотренные бюджетным сценарием
финансирования, создают значительные риски недостижения к 2018 году значений
показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 598.
Недостаточное
финансирование мероприятий в рамках государственной программы приведет к
снижению или сохранению на прежнем уровне доступности и качества оказываемой
медицинской помощи и, как следствие, к снижению удовлетворенности населения
здравоохранением страны и, в целом качеством жизни.
Модернизационный
сценарий позволит достичь целевых индикаторов и приведет к качественным
изменениям отечественного здравоохранения
Работы
над проектом государственной программы продолжалась почти 2 года. За этот
период в проект было внесено значительное количество изменений, связанных с
необходимостью учета требований всех участников Программы и методологов –
Минэкономразвития России и Минфина России.
Обсуждение
проекта прошло на сайте Министерства, на расширенном заседании Коллегии
Министерства в присутствии всех 65 главных внештатных
специалистов-экспертов ведомства. По результатам этого обсуждения дополнительно
были учтены более 150 предложений.
Программа
была также обсуждена на площадке Открытого Правительства. Учтено более 40
предложений.
Нельзя
не согласиться с мнением экспертного сообщества о том, что важнейшими
направлениями, на которых необходимо в ближайшее время сосредоточить максимум
усилий, являются: кадровая проблема, развитие первичной медико-санитарной
помощи, лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях. Реализация
государственной программы направлена на решение этих вопросов.
Нельзя
не согласиться и с тем, что реализация бюджетного сценария Программы не
позволит достичь основных целевых показателей.
Проект
Государственной программы согласован всеми соисполнителями и участниками, а
также Министерством экономического развития.
Единственное
разногласие, которое в настоящее время существует, - это разногласие между
Минздравом России и Минфином России, связанное с имеющейся неопределенностью
источников дополнительного финансирования, необходимого для развития отрасли.
Это важнейший вопрос реализации государственной политики в сфере
здравоохранения, мы надеемся на продолжение конструктивного диалога с нашими
коллегами из финансово-экономического блока в 2013 и 2014 годах и на совместный
поиск решений.
Необходимым
элементом реализации Программы является создание эффективной модели управления.
Такая модель включает формирование перспективных стратегий по отдельным
направлениям деятельности в сфере охраны здоровья. Это, в частности,
разработанные Министерством Стратегия развития медицинской науки в Российской
Федерации на период до 2025 года и Стратегия лекарственного обеспечения
населения Российской Федерации на период до 2025 года, разрабатываемые в
настоящее время комплексы мер по совершенствованию оказания медицинской помощи
населению и по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами.
Ежегодные
программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
населению являются важным инструментом соединения смыслового медицинского
контента гарантированной помощи с ее финансовым эквивалентом, оцифрованным на
основе данных демографии и медицинской статистики по подушевому, структурно-организационному
и профильному медицинскому принципам.
Также
в качестве инструментов реализации положений государственной программы
планируется разработка двух Федеральных целевых программ «Развитие ядерной
медицины» и «Развитие медицинской науки».
Уважаемые
коллеги! Реализация Государственной Программы по разным сценарным условиям –
модернизационному или бюджетному – приведет к разному уровню развития
отечественного здравоохранения. Квинт-эссенцией различий двух сценариев
является различие в числе сохраненных жизней к 2020 году, которое составит 1
млн. 100 тыс. человек.
Министерство
здравоохранения Российской Федерации просит одобрить проект государственной
программы «Развитие здравоохранения» с модернизационным сценарием развития
отрасли.
Благодарю за
внимание!
Министерство
здравоохранения РФ
|